Война под пальмами: Пару советов начинающему на фрилансе

Spread the love
Skillbox

Фриланс, хоть и представляется большинству каким-то непрерывным пикником под пальмами, на деле полон сложностей и подводных камней. Тем более, что многие фрилансерские проекты требуют творческого подхода. Это касается как написания текстов, так и дизайна, и любого другого фриланс-проекта.

Расплывчатость заданий

Сложность заключается в том, что при творческом задании некоторые аспекты могут быть оговорены весьма расплывчато и сводится к тому, понравится заказчику работа фрилансера или нет. И переделывать в итоге можно бесконечное количество раз – что совершенно неудобно, ведь зачастую добросовестные исполнители не берутся за новый проект, пока не разберутся со старым.

Опытные фрилансеры уже умеют обходить такие варианты и избегать их. Более молодые и неопытные попадаются на переделки чаще, и это может вообще отбить желание заниматься такой работой. Так что тут нужно слушать бывалых и пользоваться их советами.

Задавайте вопросы

Первый совет – не стесняйтесь задавать вопросы. Задавайте их побольше, но не перебарщивайте: пусть каждый ваш вопрос будет направлен на то, чтобы точнее представить, что же хочет в конечном варианте получить работодатель. Этот опрос может (да и должен) быть похож на составление фоторобота. Спрашивайте обо всем, так, чтобы в вашем сознании максимально ясно прорисовалась картинка-идеал, которая уже есть в сознании заказчика. Только будьте готовы к тому, что заказчик может и сам не представлять на момент заключения договора, чего же он хочет, так что ваши вопросы ещё и помогут ему самому сориентироваться и разобраться в своих предпочтениях. И лучше будет записать вашу беседу или вести её в письменной форме, чтобы потом в случае чего иметь доказательства, что все сделано в соответствии с пожеланиями клиента.

Договоритесь о количестве правок заранее

Второй совет касается изначальной договорённости, какое количество корректив вы готовы внести в полученный материал без дополнительной платы. И пусть вас не пугает, что такая практика может не понравится клиенту и стать причиной отказа работать с вами.

Во-первых, оговаривать, сколько корректив может быть внесено – это нормальная практика на сегодняшнем рынке, а во-вторых, бесконечное число изменений будет плохим вариантом как для вас, так и для заказчика.

Смотрите: если вы не указываете, сколько раз готовы менять конечный продукт, у заказчика нет мотива относится к этому ответственно. А если у него достаточно напряженный график, то вполне вероятно, что ваше сотрудничество будет отодвинуто более важными и горящими вопросами, так что клиент просто раз за разом будет говорить «нееееет, что-то нет так, давайте сделайте-ка ещё пару-тройку вариантов, а там посмотрим».

AliExpress RU&CIS

Хотя, если бы клиент выделил буквально час и попытался разобраться, что именно ему не нравится и что конкретно он хотел бы изменить, ваше общение было бы гораздо продуктивнее. Причём именно ваше, это было бы лучше для обеих сторон.

Когда же клиент знает, что за каждые коррективы ему придётся платить, он подходит к заказу гораздо ответственнее и намного чётче оговаривает свои требования.

Выдавайте работу поэтапно

Совет номер три: предъявляйте свою работу не в готовом виде, а поэтапно. Для начала – ознакомьте клиента, заказавшего, например, логотип для сайта, с черно-белым вариантом. Пусть он одобрит саму идею, концепцию, без дополнительного оформления. Или внесёт необходимые коррективы – как повезёт.

И когда идейная часть будет окончательно одобрена – можете приступать к не менее важным, но более второстепенным частям работы, таким, например, как подбор цветовой гаммы.

При таком методе работы с клиентом вам не придётся начинать всё с самого начала каждый раз, максимум – вам нужно будет проходить несколько раз один и тот же этап. Но это не идёт ни в какое сравнение с вариантом, когда приходится всё создавать с самого начала.

Спорьте, но в меру

Ну и ещё один совет, который очень пригодится начинающим фрилансерам: не бойтесь спорить с заказчиками или даже отказываться от работы, если условия вам не подходят. Помните, что вы не просите – вы продаёте свои услуги, заказчик их покупает, так что у вас равноправные рыночные отношения. И каждая из сторон имеет полное право выстраивать эти отношения так, чтобы ей было в них комфортно.

Не бойтесь ошибаться

Skillbox

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *